Ostap Bender Club -> Музей -> Вхождение героя
ostap border
Клуб Остап Бендер



-=[ Предисловие ]=- -=[ Вхождение героя ]=- -=[ Невский франт ]=- -=[ За родителей! ]=-
Музей

Вхождение героя

Столетию Остапа Бендера посвещается

Остапу Ибрагимовичу Бендеру - 100 лет. Кто не знает этого имени ?! Имени - ставшим нарицательным. А ведь замечательные авторы Илья Ильф и Евгений Петров задумывали Остапа Бендера "проходной фигурой". Ему была предназначена всего одна фраза: "Вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат?" Главным же героем должен был быть Ипполит Матвеевич Воробьянинов. В воспоминаниях Петрова сказано: "ему было решено придать черты двоюродного дяди братьев Катаевых - председателя земской управы". В книге "Разнообразная жизнь" Катаев сообщает о нем следующее: "...богатый помещик и земский деятель Евгений Петрович Ганько... Он был большой барин, сибарит, бонвиван, любил путешествовать по разным экзотическим странам Е.П. Ганько и несколько раз, возвращаясь на пароходе добровольного флота из Китая, Гонконга, Египта или Индии, проездом через Одессу в Полтаву неизменно наносил нам семейный визит, привозя в подарок различные диковинные сувениры. У него было могучее тело, хотя и довольно тучное от неумеренной жизни телосложение, ноги, разбитые подагрой, так что ему приходилось носить какую то особенную бархатную обувь вроде шлепанцев, и великолепная голова с римским носом, на котором как-то особенно внушительно, сановно сидело золотое пенсне, весьма соответствующее его сенаторским бакенбардам и просторной пиджачной паре от лучшего лондонского портного, источавшего тонкий запах специальных мужских аткинсоновских духов. К началу войны Е.П. одряхлел, почти уже не мог ходить и по целым дням сидел у себя в Полтаве в удобном кирпичном особняке, построенном в украинском стиле... в вольтеровском кресле, с ногами, закутанными фланелью, и перелистывал старые комплекты "Ревю де Дё Монд" или занимался своими марками, и я слышал, что он был великий филателист и владел бесценными коллекциями, из которых одна была единственной на весь мир - коллекция полтавской уездной земской почты... Тетя умерла в Полтаве в 1942 г. при немцах, незадолго до этого похоронив Е.П."

И хотя заметно, что внешне это уже совсем другой человек, все же кое-что к Ипполиту Матвеевичу от Е.П. Ганько перешло: золотое пенсне, коллекционирование земских марок, внушительная наружность и прочее. Была написана даже отдельная глава "Прошлое регистратора загса" (см. приложение}, 20 стр. совершенно дивного ильфо-петровского текста. Авторы сами изъяли её из последующих изданий. Иногда она появляется фрагментально как отдельный рассказ в журналах. Несколько слов о фамилии "Бендер". Странное соединение "Остап" и "Бендер" могло родиться как воспоминание о широко рекламируемой на юге России в начале века фирме "Тарас Бендер и сыновья", торговавшей унитазами и умывальниками...",- опишет в своей книге "Товарищ Смех" Д. Молдавский. Действительно, на юге эта фамилия имела большое распространение. В дореволюци-онной Одессе, на незабываемой Малой Арнаутской улице за углом был дом, на фронтоне которого имелась вывеска "Мясоторговля Бендера". Через много лет эта часто читаемая Ильфом надпись превратится в слова главного героя "12 стульев": "Собственная мясохладобойня на артельных началах в Самаре" и выручит его в момент получения ордеров на стулья у архивариуса Коробейникова Варфоломея. Не исключается и ещё один вариант появления данной фамилии. Она может быть связана с поездкой в 1925 году Ильи Ильфа в агитрейсе на волжском пароходе "Герцен" (в романе "12 стульев" - "Скрябин") с целью распространения 4-го тиража крестьянского займа. Этикетка - Андрей Бендер и Сыновья В Саратове Ильф видел сохранившееся здание и надпись на нем крупнейшего в городе Торгового дома "Андрей Бендер и Сыновья". Имя "Остап" наш герой получил от своего прототипа (Да, да он не собирательный образ). Домашние и друзья звали Осипа Шора - Остапом. Этот молодой человек 1899 года рождения был хорошим знакомым И. Ильфа и В. Катаева. Вот, что нам сообщает брат Е. Петрова в своей книге "Алмазный мой венец" (2,стр.166-169). "Что касается центральной фигуры романа - Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно другую фамилию, а имя Остап сохранено, как весьма редкое". А далее сведения о прототипе мы находим в Комсомольской правде" за 1997 год в заметке из Одессы /автор Ростислав Александров/, где впервые публикуется настоящая фамилия - Осип Шор. И еще спустя несколько месяцев в газете "Аргументы и факты" № 41 1997г., было опубликовано письмо сводной сестры Шора, Эльзы Давыдовны Раппопорт, известной московской художницы. "... я, наверное, последний живой свидетель происшедшего с л человеком, без которого в нашей литературе не появился бы весьма примечательный герой. Я имею в виду моего брата Осипа Шора, которого мы, домашние, звали Остапом. Брат уезжает из Одессы в Петроград, собираясь учиться в Политехническом институте. Там его застает 1917 год. Пробираясь домой, на юг, Остап становится героем массы приключений и авантюрных историй. Эпизоды "12 стульев" - сеанс одновременной игры в шахматы или поездка на пароходе под видом художника - вовсе не писательская выдумка...

Далее