Невский франт
Приглашаю по литературным мосткам
Петербурга плавно перейти, читатель,
от прототипа к литературному герою, который волею авторов тоже побывал на берегах
Невы. У меня есть гипотеза, которая, полагаю, имеет право на существование.
Явление Остапа Бендера в романах "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" происходит
на фоне нашего города.... Итак, 5 глава "Великий комбинатор" начинается со слов:
"В половине двенадцатого с северо-запада со стороны деревни Чмаровки, в Старгород
вошел молодой человек лет 28. Звали молодого человека Остап Бендер". Напомню,
столицей северо-запада России является Питер. В романе "Золотой теленок" есть
следующие строки: "... Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый
винный запах. Там, как видно, хранился картофель. - Храм Спаса на картошке,
- негромко сказал пешеход..." /Остап Бендер/. Сравним: "Храм Спаса на крови"
- есть в нашем городе. Эту забавную фразу "Спас на картошке" соавторам подарил
М.М. Зощенко, который проживал на набережной канала Грибоедова , где сейчас
располагается музей-квартира Зощенко (Ильф и Петров, по воспоминниям юного Юрия
Нагибина, очень дружили с Михаилом Михаиловичем). Старожилы подтверждают, что
в 20-30-е годы там действительно было овощехранилище и у горожан появилась такая
шутка. Но вернемся к "Двенадцати стульям". Читаем в романе такие строки: "Посреди
Старопанской площади, у бюстика поэта Жуковского с
высеченной на цоколе надписью: "Поэзия есть бог в святых мечтах земли", велись оживленные
разговоры..." (подробнее в главе "За родителей".
Здесь хочется предложить читателю самому увидеть этот бюст поэту. Он установлен
в Александровском садике (в народе "Сашкин сад") напротив Адмиралтейства, и
с этой же надписью на цоколе. Лицом смотрит на Дворцовую площадь. Рассмотрим
другой эпизод. В момент, когда Остап предлагает Воробьянинову собирать деньги
в шляпу и повторять "заклинание" на немецком, французском и русском языках,
что он бывший член Государственной Думы и три дня не ел "...грудь его выгнулась,
как Дворцовый мост в Ленинграде". Согласитесь читатель, авторы могли бы
придумать с десяток сравнений, а использовали это. Меня иногда спрашивают о
самом первом экспонате. Как он появился? Это медная закладная пластина, что
концессио-неры нашли в восьмом стуле на теплоходе "Скрябин". Припомним:
"- Есть - повторил Остап сорвав-шимся голосом, - Держи-те. Ипполит Матвеевич
принял в свои трепещу-щие руки плоский деревянный ящичек... ... Ящичек открыли.
На дне лежала медная позеленевшая пластинка с надписью: "ЭТИМЪ ПОЛУКРЕСЛОМЪ
МАСТЕРЪ ГАМБСЪ НАЧИНАЕТЪ НОВУЮ ПАРТИЮ МЕБЕЛИ 1865 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ". Авторы
и здесь не отступили от жизни. Слегка переделав текст, оставив фамилию прекрасного
мастера. На не "романной" пластинке текст был такой:
"ПРИДВОРНЫЙ МЕБЕЛЬЩИКЪ МАСТЕРЪ ГЕНРИХЪ ГАМБСЪ".
Очень возможно, что покойная мадам Петухова владела
истинно антикварной мебелью. Потому что ни в одном справочнике, изданном после
1865 года, имени Гамбса среди изготовителей или торговцев мебелью нет. Впервые
же оно встречается еще в середине XVIII века в объявлении следующего содержания:
"Генрих Гамбс извещает почтенную публику, что мебельная его лавка, бывшая против
Казанской церкви, переведена ныне в Большую Морскую в дом, принадлежащий баронессе
Демидовой, под № 122". А последнее встретившееся упоминание о Гамбсе-профессионале
- в столичном "Городском указатели, или Адресной книге на 1850 год": "Мебельные
магазины и мастера. Гамбс. Италианская улица, собственный дом". Но жительство
в нашем городе Гамбсы продолжали. Наследники старого Генриха Гамбса до самой
революции владели домом 6 по Малой Морской улице и домом 1 по Гороховой.
|