Невский франт (часть четвертая)
И все-таки кто же он, сын турецкоподданного?
Актер или авантюрист, жулик или предприниматель? Конечно, все это в нем сочетается.
Мне представляется, что Бендер - актер, потому что свои планы он приводит в
жизнь виртуозно, артистически. Вот как он отвечает Балаганову в самом начале
"Золотого теленка": "То, что произошло сегодня утром, - это даже не эпизод,
а так чистая случайность, каприз художника. Ловить на такие мизерные шансы не
в моем характере".
Он один из тех немногих, у кого
есть цель и кто имеет шанс достичь ее.
"Надо мыслить, - сурово сказал Остап.
- Меня, например, кормят идеи. Я не протягиваю лапу за кислым исполкомовским
рублем. Моя наметка пошире". Для Бендера нет безвыходных ситуаций. Каждый раз
новая идея спасает его от краха (как и его помощников), ведь он мгновенно реагирует
на происходящее, сразу же оценивает сложившуюся ситуацию и свои возможности.
Мечты его поистине грандиозны: "не
то заграждение Голубого Нила плотиной,
не то открытие игорного особняка в Риге с филиалами во всех лимитрофах".
В романе "Двенадцать стульев" сообщается,
что Остап Бендер "любил эффекты". В связи с поездкой на тиражном пароходе Бендер
представляется художником, а Воробьянинова взяли в качестве "шустрого мальчика".
"Только перед третьим гудком, когда Ипполит Матвеевич уже не сомневался в том,
что брошен на произвол судьбы, Остап заметил его..."
Бендер и ведет себя в жизни как
актер, хотя и называет себя врачем-общественником, исполняет самые различные
роли, и всегда успешно: для Альхена он инспектор пожарной охраны, старгородцы
считают его боевым офицером "с особыми полномочиями", для Эллочки Щукиной он
"парниша, что надо".
Можно вспомнить, как его "понесло"
перед васюкинскими шахматистами-любителями; или перед провозглашением создания
"Союза меча и орала", когда хорошо сыгранная роль доставляет ему огромное удовольствие.
Бендера можно считать и предпринимателем,
ведь он всегда что-нибудь придумает, какой-нибудь часто необычный способ добывания
денег: как он, например, взимал плату за вход в Провал, "чтобы
не слишком проваливался".
Не всегда Бендер оказывается победителем
(например, тот же Корейко сумел исчезнуть в первый раз), но всегда он полон
жизни, энергии молодого задора и идей; он никогда не упускает случая посмеяться
поиронизировать, когда есть над чем или над кем, ведь "жизнь прекрасна, невзирая
на недочеты".
Неоднократно на протяжении двух
романов Бендер повторяет то Воробьянинову, то Балаганову: "Я, конечно, не херувим,
у меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость". Но в то же
время говорит он и другое: "Нет расчета грабить коллектив, дайте мне индивида
побогаче". Он совсем не отвергает возможность каких-то махинаций, только отказывается
иметь дело с государством.
|