ostap border
Клуб Остап Бендер







-=[ Предисловие ]=- -=[ Вхождение героя ]=- -=[ Невский франт ]=- -=[ За родителей! ]=-
Музей

Невский франт (часть четвертая)

И все-таки кто же он, сын турецкоподданного? Актер или авантюрист, жулик или предприниматель? Конечно, все это в нем сочетается. Мне представляется, что Бендер - актер, потому что свои планы он приводит в жизнь виртуозно, артистически. Вот как он отвечает Балаганову в самом начале "Золотого теленка": "То, что произошло сегодня утром, - это даже не эпизод, а так чистая случайность, каприз художника. Ловить на такие мизерные шансы не в моем характере".

Он один из тех немногих, у кого есть цель и кто имеет шанс достичь ее.

"Надо мыслить, - сурово сказал Остап. - Меня, например, кормят идеи. Я не протягиваю лапу за кислым исполкомовским рублем. Моя наметка пошире". Для Бендера нет безвыходных ситуаций. Каждый раз новая идея спасает его от краха (как и его помощников), ведь он мгновенно реагирует на происходящее, сразу же оценивает сложившуюся ситуацию и свои возможности.

Мечты его поистине грандиозны: "не то заграждение Голубого Нила плотиной, не то открытие игорного особняка в Риге с филиалами во всех лимитрофах".

В романе "Двенадцать стульев" сообщается, что Остап Бендер "любил эффекты". В связи с поездкой на тиражном пароходе Бендер представляется художником, а Воробьянинова взяли в качестве "шустрого мальчика". "Только перед третьим гудком, когда Ипполит Матвеевич уже не сомневался в том, что брошен на произвол судьбы, Остап заметил его..."

Бендер и ведет себя в жизни как актер, хотя и называет себя врачем-общественником, исполняет самые различные роли, и всегда успешно: для Альхена он инспектор пожарной охраны, старгородцы считают его боевым офицером "с особыми полномочиями", для Эллочки Щукиной он "парниша, что надо".

Можно вспомнить, как его "понесло" перед васюкинскими шахматистами-любителями; или перед провозглашением создания "Союза меча и орала", когда хорошо сыгранная роль доставляет ему огромное удовольствие.

Бендера можно считать и предпринимателем, ведь он всегда что-нибудь придумает, какой-нибудь часто необычный способ добывания денег: как он, например, взимал плату за вход в Провал, "чтобы не слишком проваливался".

Не всегда Бендер оказывается победителем (например, тот же Корейко сумел исчезнуть в первый раз), но всегда он полон жизни, энергии молодого задора и идей; он никогда не упускает случая посмеяться поиронизировать, когда есть над чем или над кем, ведь "жизнь прекрасна, невзирая на недочеты".

Неоднократно на протяжении двух романов Бендер повторяет то Воробьянинову, то Балаганову: "Я, конечно, не херувим, у меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость". Но в то же время говорит он и другое: "Нет расчета грабить коллектив, дайте мне индивида побогаче". Он совсем не отвергает возможность каких-то махинаций, только отказывается иметь дело с государством.

Далее