ostap border
Клуб Остап Бендер







-=[ Предисловие ]=- -=[ Вхождение героя ]=- -=[ Невский франт ]=- -=[ За родителей! ]=-
Музей

За родителей! (часть четвертая)

Авторы, находясь в творческом тандеме, часто посещали Ленинград. Здесь необходимо сказать, что их работа в таких известных журналах, как "Дрезина" (1923-1924 гг.), потом - "Смехач" (1924-1928 гг.) и позже - "Чудак" (1928-1930) гг. (редакции этих журналов были, как это ни удивительно, Ленинграде) давала возможность регулярно приезжать на берега Невы. Есть воспоминания юноши - Юрия Нагибина, где рассказывается о встрече в доме Мих. Зощенко (там проходила очередная читка новых рассказов), где Юра увидел уже известных писателей и наблюдал их восприятие очередного шедевра хозяина квартиры. "Евгений Петров так грохотал и булькал, что чуть не свалился со стула, а Илья Ильф тихо смеялся до слез, до изнеможения. С ними был и Игорь Ильинский, молодой, в больших роговых очках".

В планах авторов был и третий роман с тем же главным героем - Остапом Бендером (рабочее название "Подлец"). Идея романа появилась после поездки 36 писателей Страны Советов по "Беломоро-Балтийскому каналу имени Сталина".

Насколько известно, суть романа должна была заключаться в том, что человек, который в капиталистическом мире был бы банкиром, делает карьеру в советских условиях". Но в центре его оказывается бывший авантюрист Остап Бендер, перевоспитанный на Соловках советский карьерист, ставший уже совсем другим человеком и персонажем.

Из воспоминаний Е. Петрова: "... Идея подлеца была нам ясна, но сюжет почти не двигался. Мы мечтали об одном и том же. Написать очень большой роман, очень серьезный, очень умный, очень смешной и очень трогательный. Но писать смешно становилось все труднее. Юмор - очень ценный металл, а наши прииски были уже опустошены". С осени 1932 г. журнал "30 дней" анонсирует его вплоть до сентября 1933 г., но в печати роман так и не появился. В декабре 1933 г. (то есть спустя полтора года после возникновения замысла) авторы все еще планируют закончить "Подлеца". Несколько раз летом 1932 они приезжали в Ленинград. "Красный театр" (режиссер В.Е. Вольф) заказал пьесу-комедию по теме "Подлеца", и авторы подписали договор и собрались сдать готовый материал к вене 1933 года, но увы: В 1927 году Ильф вместе с Петровым проводят отпуск в Крыму и на Кавказе, некоторые впечатления от этой поездки описаны в "Двенадцати стульях". Например, глава 38 "Под облаками" после фразы:
"Сбор подаяний, произведенный Ипполитом Матвеевичем, принес за два дня тринадцать копеек", - действие разворачивалось по-иному (позже авторы изъяли эту часть из романа): "Тогда Остап извлек из тайников своего походного пиджака колоду карт и, засев у дороги при выезде из города, затеял игру в три карты. Рядом с ним стоял Ипполит Матвеевич, который должен был играть роль восторженного зрителя, удивленного легкостью выигрыша. Позади друзей в облаках рисовались горные кряжи и снежные пики.
- Красненькая выигрывает, черненькая проигрывает! - кричал Остап.
Перед собравшейся толпою соплеменных гор, ингушей и осетинов в войлочных шляпах Остап бросал рубашками вверх три карты, из которых одна была красной масти и две - черной. Любому гражданину предлагалось поставить на красненькую карту любую ставку. Угадавшему Остап брался уплатить на месте.
- Красненькая выигрывает, черненькая проиграет! Заметил - ставь! Угадал - деньги забирай!
Горцев пленила простота игры и легкость выигрыша. Красная карта на глазах у всех ложилась направо или налево, и не было никакого труда угадать, куда она легла. Зрители постепенно стали втягиваться в игру, и Остап для блезира уже проиграл копеек сорок. К толпе присоединился всадник в коричневой черкеске, в рыжей барашковой шапке и с обычным кинжалом на впалом животе.
- Красненькая выиграет, черненькая проиграет! - запел Остап, подозревая наживу. - Заметил - ставь! Угадал - деньги забирай!
Остап сделал несколько пассов и метнул карты.
- Вот она! - крикнул всадник, соскакивая с лошади. - Вон красненькая! Я хорошо заметил!
- Ставь деньги, кацо, если заметил, - сказал Остап.
- Проиграешь! - сказал горец.
- Ничего. Проиграю - деньги заплачу, - ответил Остап.
- Десять рублей ставлю.
- Поставь деньги.
Горец распахнул полы черкески и вынул порыжелый кошель.
- Вот красненькая! Я хорошо видел.
Игрок приподнял карту. Карта была черная.
- Еще карточку? - спросил Остап, пряча выигрыш.
- Бросай.
Горец проиграл еще двадцать рублей. Потом еще тридцать. Горец во что бы то ни стало решил отыграться. Толпа шумела. Всадник пошел на весь проигрыш. Остап, давно не тренировавшийся в три карты и утративший былую квалификацию, передернул на этот раз весьма неудачно.
- Отдай деньги! - крикнул горец.
- Что?! - закричал Остап. - Люди видели! Никакого мошенства!
- Люди видели не видели - их дело. Я видел, ты карту менял, вместо красненькой черненькую клал! Давай деньги назад!
С этими словами горец подступал к Остапу. Великий комбинатор стойко перенес первый удар по голове и дал ошеломляющую сдачу. Тогда на Остапа набросилась вся толпа. Ипполит Матвеевич убежал в город. Вспыльчивые ингуши били Остапа недолго. Они остыли так же быстро, как остывает ночью горный воздух. Через десять минут горец с отвоеванными общественными деньгами возвращался в свой аул, толпа возвратилась к будничным своим делам, а Остап, элегантно и далеко сплевывая кровь, сочившуюся из разбитой десны, поковылял на соединение с Ипполитом Матвеевичем".