За родителей! (часть четвертая)
Авторы, находясь в творческом тандеме, часто посещали Ленинград. Здесь необходимо сказать, что
их работа в таких известных журналах, как "Дрезина" (1923-1924 гг.), потом -
"Смехач" (1924-1928 гг.) и позже - "Чудак" (1928-1930) гг. (редакции этих журналов
были, как это ни удивительно, Ленинграде) давала возможность регулярно приезжать
на берега Невы. Есть воспоминания юноши - Юрия Нагибина, где рассказывается
о встрече в доме Мих. Зощенко (там проходила очередная читка новых рассказов),
где Юра увидел уже известных писателей и наблюдал их восприятие очередного шедевра
хозяина квартиры. "Евгений Петров так грохотал и булькал, что чуть не свалился
со стула, а Илья Ильф тихо смеялся до слез, до изнеможения. С ними был и Игорь
Ильинский, молодой, в больших роговых очках".
В планах авторов был и третий роман с тем же главным героем - Остапом Бендером (рабочее название
"Подлец"). Идея романа появилась после поездки 36 писателей Страны Советов по
"Беломоро-Балтийскому каналу имени Сталина".
Насколько известно, суть романа должна была заключаться в том, что человек, который в капиталистическом
мире был бы банкиром, делает карьеру в советских условиях". Но в центре его
оказывается бывший авантюрист Остап Бендер, перевоспитанный на Соловках советский
карьерист, ставший уже совсем другим человеком и персонажем.
Из воспоминаний Е. Петрова: "... Идея подлеца была нам ясна, но сюжет почти не двигался. Мы мечтали
об одном и том же. Написать очень большой роман, очень серьезный, очень умный,
очень смешной и очень трогательный. Но писать смешно становилось все труднее.
Юмор - очень ценный металл, а наши прииски были уже опустошены". С осени 1932
г. журнал "30 дней" анонсирует его вплоть до сентября 1933 г., но в печати роман
так и не появился. В декабре 1933 г. (то есть спустя полтора года после возникновения
замысла) авторы все еще планируют закончить "Подлеца". Несколько раз летом 1932
они приезжали в Ленинград. "Красный театр" (режиссер В.Е. Вольф) заказал пьесу-комедию
по теме "Подлеца", и авторы подписали договор и собрались сдать готовый материал
к вене 1933 года, но увы: В 1927 году Ильф вместе с Петровым проводят отпуск
в Крыму и на Кавказе, некоторые впечатления от этой поездки описаны в "Двенадцати
стульях". Например, глава 38 "Под облаками" после фразы:
"Сбор подаяний, произведенный Ипполитом Матвеевичем, принес за два дня тринадцать
копеек", - действие разворачивалось по-иному (позже авторы изъяли эту часть
из романа): "Тогда Остап извлек из тайников своего походного пиджака колоду
карт и, засев у дороги при выезде из города, затеял игру в три карты. Рядом
с ним стоял Ипполит Матвеевич, который должен был играть роль восторженного
зрителя, удивленного легкостью выигрыша. Позади друзей в облаках рисовались
горные кряжи и снежные пики.
- Красненькая выигрывает, черненькая проигрывает! - кричал Остап.
Перед собравшейся толпою соплеменных гор, ингушей и осетинов в войлочных шляпах
Остап бросал рубашками вверх три карты, из которых одна была красной масти и
две - черной. Любому гражданину предлагалось поставить на красненькую карту
любую ставку. Угадавшему Остап брался уплатить на месте.
- Красненькая выигрывает, черненькая проиграет! Заметил - ставь! Угадал - деньги
забирай!
Горцев пленила простота игры и легкость выигрыша. Красная карта на глазах у
всех ложилась направо или налево, и не было никакого труда угадать, куда она
легла. Зрители постепенно стали втягиваться в игру, и Остап для блезира уже
проиграл копеек сорок. К толпе присоединился всадник в коричневой черкеске,
в рыжей барашковой шапке и с обычным кинжалом на впалом животе.
- Красненькая выиграет, черненькая проиграет! - запел Остап, подозревая наживу.
- Заметил - ставь! Угадал - деньги забирай!
Остап сделал несколько пассов и метнул карты.
- Вот она! - крикнул всадник, соскакивая с лошади. - Вон красненькая! Я хорошо
заметил!
- Ставь деньги, кацо, если заметил, - сказал Остап.
- Проиграешь! - сказал горец.
- Ничего. Проиграю - деньги заплачу, - ответил Остап.
- Десять рублей ставлю.
- Поставь деньги.
Горец распахнул полы черкески и вынул порыжелый кошель.
- Вот красненькая! Я хорошо видел.
Игрок приподнял карту. Карта была черная.
- Еще карточку? - спросил Остап, пряча выигрыш.
- Бросай.
Горец проиграл еще двадцать рублей. Потом еще тридцать. Горец во что бы то ни
стало решил отыграться. Толпа шумела. Всадник пошел на весь проигрыш. Остап,
давно не тренировавшийся в три карты и утративший былую квалификацию, передернул
на этот раз весьма неудачно.
- Отдай деньги! - крикнул горец.
- Что?! - закричал Остап. - Люди видели! Никакого мошенства!
- Люди видели не видели - их дело. Я видел, ты карту менял, вместо красненькой черненькую клал! Давай деньги назад!
С этими словами горец подступал к Остапу. Великий комбинатор стойко перенес
первый удар по голове и дал ошеломляющую сдачу. Тогда на Остапа набросилась
вся толпа. Ипполит Матвеевич убежал в город. Вспыльчивые ингуши били Остапа
недолго. Они остыли так же быстро, как остывает ночью горный воздух. Через десять
минут горец с отвоеванными общественными деньгами возвращался в свой аул, толпа
возвратилась к будничным своим делам, а Остап, элегантно и далеко сплевывая
кровь, сочившуюся из разбитой десны, поковылял на соединение с Ипполитом Матвеевичем".
|