За родителей! (часть вторая)
Отец полагает, что детям нужно дать образование только по практически полезным профессиям, но двое
старших, окончив коммерческое училище, становятся художниками: Когда подошла
очередь учиться Илюше, разгневанный отец отдает его в ремесленное училище.
Год 1913. Трудовая деятельность начинается в чертежном бюро, потом телефонная станция, авиационный
завод, фабрика ручных гранат. Список его профессий пополняется дальше: статист,
бухгалтер, член президиума Одесского союза поэтов. Писал стихи.
Он сочинял длинные послания неизвестной нам лирической адресатке, похожие, может быть, на те стихотворения
в прозе, которые упомянул Эрлих: ": В городе, где так много любви и так много
имажинизма, каждое утро я говорю: пусть вы все будете прокляты в своей любви,
как я проклят в своей ненависти. И пусть, взглянув на небо, вы не увидите ничего,
ни ангела, ни властей. День проходит в брани и проклятиях, а ночи едва хватает
для снов: на маленьком пароходе мне надо плыть в Лондон, степень моих морских
познаний лишь яснее разворачивается в блеске невежества. Стыд перед капитаном
с головой, как яйцо, головой побуждает меня проснуться. Ночью я вспоминаю и
пожар, и очень эта один пожар, будто не было иного. И так вы видите во мне не
много изменений. По-прежнему предоставляя небо птицам, я все еще обращен к земле."
Это время трогательно описано в книге о творчестве детской писательницы, кукольного драматурга Н.В.
Гернет (составитель - Э.М. Рауш-Гернет. 1995 г.) : "Однажды вечером явился мальчик.
Было ему 12 - 13. Громко и уверенно начал что-то читать, не помню что, неинтересное
для меня. Кончил. Все помолчали. Потом кто-то из старших спросил его, как он
относится к Пушкину. Я не помню точно, но суть ответа была такова, что Пушкин
кончился и нам не указ. Молчание. И вдруг из темного угла, от окна, где сидел
Ильф, раздался спокойный ровный голос: "Пошел вон!". Мальчик,
правда, не пошел вон, а стал ходить в эту школу и в конце концов стал поэтом
Семеном Кирсановым."
В записках Татьяны Тэсс читаем: "Подружиться с Ильфом было нелегко, но трудно представить себе
более верного друга. Этот насмешливый немногословный человек мог быть лиричным
и мягким. Рядом со многими своими сверстниками Ильф выглядел старшим. Не всем
удавалось переступить ту неуловимую грань, ту дистанцию, которая как бы сама
по себе отделяла его. Ильф не переносил фамильярности - ни по отношению к себе,
ни по отношению к литературе. Однажды малознакомый ему писатель - автор скандальной
нашумевшей книги, после которой он ничего не написал, - сказал Ильфу, похлопав
его по плечу:
- Трудно, Илюша, нашему брату писателю!
- У вас есть брат писатель? - холодно удивился Ильф:"
С августа 1923 года, еще живя в Одессе, начал подписываться теперь широко известным именем Ильф.
В эти годы у него еще не было уверенности, что он сатирик. Пробовал писать рассказы
и очерки на героические темы о Гражданской войне. Среди них был рассказ о бойце,
пожертвовавшем своей жизнью, чтобы предупредить своих товарищей об опасности.
Он назывался "Рыболов стеклянного батальона", рассказ о мальчике Стеньке, захватившем
в плен румынского офицера-оккупанта (очень трогательный рассказ). Стенька обезоружил
офицера, ударив его по лицу только что купленным петухом.
Трудно, невозможно говорить об Ильфе, не упоминая Евгения Петрова. Жизнь Ильфа и Петрова исследована
если не досконально, то во многих живописных подробностях, щедро рассыпанных
в веселых и нежных мемуарах.
Вспоминает соавтор, Евгений Петров: "Знакомство состоялось в 1925 году. Потом я служил (целый год)
в Красной Армии. Илья - единственный человек, приславший мне письмо в армию.
Это теплое чувство признательности живет во мне до сих пор. Вообще стиль того
времени был такой: на все начхать, писать письма глупо". Еще одно воспоминание:
"Илья, чрезвычайно насмешливый человек, обычно сидит, вытянув перед собой ноги
в остроконечных красных башмаках и быстро пишет. Закончив очередную заметку,
он минуту думает, потом вписывает заголовок и довольно небрежно кидает листок
зав. отделом."
Ильф и Петров были совершенно разные люди. Потрясающе красивый, плечистый, высокий черноволосый,
с темными южными глазами, пышущий здоровьем и энергичный Евгений Петров и Илья
Ильф - вялый, меланхоличный, стеснительный, не обладающей броской, яркой внешностью,
с вечно розовым румянцем на скулах (затаилась тяжелая болезнь - туберкулез).
"Человек, принадлежащий к числу тех, кто последним входит в дверь", - так о
себе говорит Ильф. Будучи очень близоруким, он носил пенсне с такими толстыми
стеклами, что разглядеть глаза было трудно, и если снимал его, чтобы протереть,
то становился совсем беспомощным и робким. Сдержан, немногословен, ироничен.
Меткость определений поражала даже хорошо знавших его. Слова, как выстрел снайпера,
попадали прямо в цель. Его литературный вкус был безупречен, суждения строги,
читал много, но выбор книг мог показаться неожиданным. Прекрасно знал классическую
литературу, одновременно любил книги о спорте, о морских сражениях внимательно,
можно сказать, "изучал" истории гвардейских полков, дневники мореплавателей,
пухлые тома путеводителей и справочников. Он имел вид прекрасно одетого человека,
хотя для этого как будто ничего не делал; достаточно было завязать небрежно
узлом какой-нибудь мохнатый яркий шарф или надеть чуть набекрень кепку с длинным
козырьком - и он уже выглядел элегантным. В редакции они входили всегда вдвоем
- сперва Петров, потом Ильф. Их отделяло, вероятно, полшага, но эта краткая
дистанция была характерна для их натур. Любопытно, как они могли писать вместе
при такой внешней несхожести и различности характеров?
|